Статьи Уроки Материалы V-Ray
Главная > Статьи > 3ds Max > Удаление материала с объекта

Удаление материала с объекта в 3ds Max 2018

логотип KatalProject
Как удалить материал с объекта — статья о 3ds Max

Для назначения материалов объектам в 3ds Max® используется так называемый редактор материалов. А вот для действия обратного, то есть для удаления материалов с объектов, ни в новом «Slate Material Editor» (Планшетном редакторе материалов), ни в стандартном «Compact Material Editor» (Компактном редакторе материалов), инструментов не предусмотрено. Но это вовсе не означает, что применение к объекту материала — операция необратимая. Просто в 3ds Max для «освобождения» объектов от материалов используются другие средства: команды MAXScript, сценарии MacroScript, утилита «UVW Remove» (Удаление координат наложения). И в данной статье речь пойдет о том, как удалить материал с объекта в 3ds Max 2018…

Команды MAXScript

Удалить материал с выделенного объекта можно с помощью команды:

$.material=undefined

А если немного видоизменить ее, то получится команда, которая позволит удалять материалы сразу со всех объектов сцены:

$*.material=undefined

Результаты использования команд MAXScript для удаления материалов с объектов: 1 — Сцена с наложенными на объекты материалами; 2 — Та же сцена после выполнения команды $.material=undefined; 3 — Та же сцена после выполнения команды $*.material=undefined

Ввод в 3ds Max команд на языке MAXScript осуществляется либо через «MAXScript Listener» (Слушатель MAXScript), либо через «MAXScript Mini Listener» (Мини-слушатель MAXScript).

В первом случае необходимо:

  • Открыть «MAXScript Listener» [1];
  • Ввести в одно из его полей соответствующую команду ($.material=undefined — если требуется удалить материал только с выделенного объекта, или $*.material=undefined — если нужно удалить материалы со всех объектов на сцене);
  • Нажать клавишу [Enter].

Результат выполнения команды выводится в нижнее (белое) поле окна «MAXScript Listener». В случае успеха в нем появится синяя надпись undefined. Если что-то пойдет не так, то Вы увидите в нем красное сообщение об ошибке с указанием на причину возникновения проблемы.

Удаление материала с выделенного объекта из MAXScript Listener: 1 — Команда $.material=undefined в белом поле окна MAXScript Listener; 2 — Окно MAXScript Listener после успешного выполнения команды; 3 — Окно MAXScript Listener после попытки выполнения команды, при вводе которой была допущена опечатка

Во втором случае команда вводится в одну из строк «MAXScript Mini Listener», который располагается в левом нижнем углу окна 3ds Max. Сигналом к выполнению введенной команды является нажатие клавиши [Enter]. При использовании верхней (розовой) строки, после нажатия [Enter], в нижнюю (белую) строку выводится информация о результате выполнения команды: синяя надпись undefined — в случае успеха, или красный «обрывок» сообщения об ошибке — в случае сбоя. Увидеть сообщение целиком можно открыв окно «MAXScript Listener». Результаты выполнения команды, введенной в нижнюю (белую) строку «MAXScript Mini Listener», в нем не отображаются. Поэтому судить о них придется по изменениям, произошедшим (или не произошедшим) на сцене.

Удаление материалов со всех объектов сцены из MAXScript Mini Listener: 1 — Команда $*.material=undefined в розовой строке MAXScript Mini Listener; 2 — MAXScript Mini Listener после успешного выполнения команды; 3 — MAXScript Mini Listener после попытки выполнения команды, при вводе которой была допущена опечатка

Удалять материалы с объектов при помощи этих команд не слишком удобно, особенно если делать это приходится часто: ведь команды довольно длинные, и на их ввод тратится много времени. Значительно ускорить процесс удаления с объектов наложенных на них материалов позволяет использование сценариев MacroScript…

Сценарии MacroScript

Сценарий MacroScript — это написанный на языке MAXScript скрипт, определяющий «Action» (Действие), то есть команду, вызов которой может происходить за счет клика по иконке на палитре инструментов, выбора пункта в меню или в четверном меню, нажатия сочетания клавиш. Таким образом, взяв за основу рассмотренные выше команды, можно написать два MacroScript, один из которых будет определять действие для удаления материалов только с выделенных объектов, а второй, соответственно, — для удаления материалов со всех объектов сцены.

В самом общем случае код скрипта, который будет определять действие для удаления материала с одного или нескольких выделенных объектов, будет выглядеть примерно так:

macroScript RemoveSelectedMaterial
category:"Removing Materials"
(
$.material=undefined
)

Аналогичным образом может быть написан и сценарий, который будет удалять материалы со всех без исключения объектов сцены:

macroScript RemoveAllMaterials
category:"Removing Materials"
(
$*.material=undefined
)

Где:

  • macroScript — идентификатор, указывающий на то, что данный скрипт является сценарием MacroScript;
  • RemoveSelectedMaterial и RemoveAllMaterials — определяемые пользователем названия сценариев;
  • Removing Materials — определяемое пользователем наименование категории, в которой будут представлены данные сценарии в диалоговом окне «Customize User Interface» (Настройка пользовательского интерфейса).

Для создания сценариев подойдет любой простейший текстовый редактор наподобие стандартного Блокнота в Windows. Но гораздо удобней пользоваться встроенным в 3ds Max «MAXScript Editor» (Редактором MAXScript). Синтаксис кода в нем подсвечивается, что позволяет быстро заметить допущенную ненароком ошибку.

Таким образом, чтобы создать сценарий MacroScript, который будет удалять с объектов материалы, требуется:

  • Запустить «MAXScript Editor» [2];
  • Записать в нем код скрипта (примеры кода даны выше);
  • В окне редактора открыть меню «File» (Файл), и выбрать из него команду «Save As…» (Сохранить как…);
  • Сохранить скрипт в файл с расширением .ms.
Написание сценария MacroScript для удаления материала с выделенного объекта: 1 — Код скрипта в редакторе MAXScript; 2 — Команда Save As… в меню File редактора MAXScript; 3 — Файл скрипта в проводнике Windows

Чтобы воспользоваться написанными сценариями, их следует загрузить в 3ds Max, для чего можно придерживаться следующей последовательности действий:

  • Выбрать команду «Run Script…» (Запустить скрипт…) из меню «Scripting» (Написание скриптов) стандартного меню 3ds Max [3];
  • В открывшемся диалоговом окне «Choose Editor File» (Выбор файла редактора скриптов) найти сохраненный ранее файл сценария;
  • Нажать кнопку «Open» (Открыть).
Загрузка сценария MacroScript в 3ds Max: 1 — Команда Run Script… в меню Scripting стандартного меню; 2 — Диалоговое окно Choose Editor File

После загрузки сценариев MacroScript в 3ds Max, прописанные в них действия будут, наряду с другими командами, отображаться в диалоговом окне «Customize User Interface» (Настройка пользовательского интерфейса), что позволит добавлять для них иконки на палитры инструментов, создавать для них пункты в меню или четверном меню, назначать для них клавиши быстрого доступа…

Написанные ранее сценарии RemoveSelectedMaterial и RemoveAllMaterials в диалоговом окне Customize User Interface

Утилита UVW Remove

Чтобы удалить материал с объекта, вовсе не обязательно говорить на скриптовом языке. Возможно, не самым быстрым, но уж точно самым понятным для подавляющего большинства пользователей 3ds Max, способом удаления с объектов материалов является использование утилиты «UVW Remove» (Удаление координат наложения).

Доступ к утилите «UVW Remove» осуществляется из «Command Panel» (Командной панели) 3ds Max. Для ее запуска необходимо:

  • Переключиться на вкладку «Utilities» (Утилиты) командной панели;
  • Нажать кнопку «More…» (Больше…) в свитке «Utilities» (Утилиты);
  • В открывшемся диалоговом окне со списком доступных утилит, найти и выделить пункт «UVW Remove»;
  • Нажать кнопку «OK».
Запуск утилиты UVW Remove: 1 — Кнопка More… в свитке Utilities вкладки Utilities командной панели; 2 — Пункт UVW Remove в диалоговом окне Utilities

После запуска утилиты «UVW Remove» во вкладке «Utilities» командной панели появится свиток «Parameters» (Параметры) со следующими элементами:

  • Кнопкой «UVW» (Координаты наложения), нажатие которой приведет к удалению координат наложения карт со всех выделенных объектов;
  • Кнопкой «Materials» (Материалы), нажатие которой приведет к удалению со всех выделенных объектов назначенных им материалов;
  • Галочкой «Set Gray» (Сделать серым), установка которой приведет к тому, что при удалении материалов все объекты будут автоматически перекрашиваться в нейтральный серый цвет (RGB: 160, 160, 160).
Интерфейс утилиты UVW Remove
Результаты работы утилиты UVW Remove: 1 — Объект с наложенным на него материалом; 2 — Тот же объект после нажатия кнопки UVW в свитке Parameters; 3 — Тот же объект после нажатия кнопки Materials в свитке Parameters при снятом флажке Set Gray; 4 — Тот же объект после нажатия кнопки Materials в свитке Parameters при установленном флажке Set Gray

Использование утилиты «UVW Remove» для удаления с объекта координат наложения имеет одно довольно существенное ограничение: она действует исключительно в отношении «Editable Meshes» (Редактируемых каркасов) со свернутым стеком модификаторов. Если Вы попытаетесь с ее помощью удалить координаты наложения с другого объекта, то на экран будет выведено предупреждение о том, что удаление координат наложения работает только на свернутых редактируемых каркасах.

Окошко Error при попытке использования утилиты UVW Remove для удаления координат наложения с объекта, не являющегося свернутым редактируемым каркасом

Видео к статье

Дополнительные материалы

Файлы .ms со сценариями MacroScript для удаления материалов с объектов: Скачать

Примечания

  1. Открыть «MAXScript Listener» можно из стандартного меню 3ds Max: |Menu Bar| > Scripting > MAXScript Listener…
  2. Запустить «MAXScript Editor» можно из стандартного меню 3ds Max: |Menu Bar| > Scripting > MAXScript Editor…
  3. При использовании альтернативного меню 3ds Max команду «Run Script…» (Запустить скрипт…) можно найти в меню «Script» (Скрипт).
TEXT.RU - 100.00%
2019-02-13
641

Похожие статьи

    Палитра инструментов V-Ray Toolbar в интерфейсе 3ds Max 2018 Палитра инструментов V-Ray Toolbar — статья по V-Ray

    Палитра инструментов «V-Ray Toolbar» появляется в рабочем пространстве 3ds Max сразу после установки V-Ray. На палитру инструментов V-Ray вынесены иконки для быстрого доступа к наиболее часто используемым средствам визуализатора: настройке и запуску рендеринга, источникам света, камерам, геометрическим объектам, материалам. Кроме того, с помощью нее можно включить V-Ray, зарегистрировать V-Ray в меню 3ds Max, а также перейти на официальный сайт разработчика, где опубликована документация по плагину. «V-Ray Toolbar» ничем не отличается от стандартных палитр инструментов 3ds Max: она также может быть плавающей и закрепленной, ее также можно открывать и закрывать…

    Способы вызова диалогового окна Viewport Configuration в 3ds Max 2018 Вызов диалогового окна Viewport Configuration — справка по 3ds Max

    В диалоговом окне «Viewport Configuration» собраны все основные настройки, регулирующие работу окон проекций. Но где находится «Viewport Configuration»? Как в него попасть? — Способов вызова диалогового окна «Viewport Configuration» в 3ds Max 2018 существует очень много…

    Если вид смещается при выделении объекта в 3ds Max 2018… Если вид смещается при выделении объекта — справка по 3ds Max

    Доводилось ли Вам сталкиваться с тем, что после выделения какого-либо объекта в 3ds Max вид смещается и выделенный объект вдруг оказывается в совершенно другом месте окна проекций или вообще за пределами обозримого пространства? Если да, то Вы знаете как сильно такие скачки тормозят рабочий процесс! В статье приводится «расследование» о наиболее вероятных причинах возникновения внезапных смещений вида при выделении объектов, а также описывается способ, позволяющий справиться с этой проблемой…

    V-Ray 3.40.01 в меню 3ds Max 2017 Регистрация меню V-Ray — справка по

    Чтобы команды V-Ray появились в меню и в «Quad Menu» (Четверном меню) 3ds Max, плагину необходимо зарегистрировать свои меню в пользовательском интерфейсе программы. По умолчанию регистрация меню V-Ray происходит автоматически в процессе установки визуализатора. Но в определенных ситуациях добавленные рендерером пункты могут пропадать из меню 3ds Max, и чтобы вернуть их обратно, придется выполнить регистрацию меню V-Ray вручную...