Палитра инструментов V-Ray Toolbar в интерфейсе 3ds Max 2018
«V-Ray Toolbar» (Палитра инструментов V-Ray) появляется в пользовательском интерфейсе 3ds Max® сразу после установки V-Ray®. Причем «V-Ray Toolbar» — это единственный компонент визуализатора, который присутствует в рабочем пространстве 3ds Max всегда, вне зависимости от того, включен V-Ray или выключен [1]. Несмотря на то, что «V-Ray Toolbar» не является «родной» для 3ds Max, она ничем не отличается от стандартных палитр инструментов программы: она также может быть плавающей и закрепленной, ее также можно открывать и закрывать…
Закрепление / Открепление
По умолчанию «V-Ray Toolbar» плавающая, но ее всегда можно закрепить. В окне 3ds Max 2018 закрепленные палитры инструментов могут располагаться:
- Вверху — под «Menu Bar» (Строкой меню);
- Внизу — над «Status Bar» (Панелью состояния);
- Слева — перед «Viewport Layouts Tabs» (Вкладками компоновок окон проекций);
- Справа — за «Command Panel» (Командной панелью).
Чтобы закрепить палитру инструментов в рабочем пространстве 3ds Max, можно пойти двумя путями:
- Либо ухватиться за «Handle» (Рукоятку) (двойную точечную линию) плавающей палитры инструментов и, удерживая нажатой кнопку мыши, перетащить палитру ближе к желаемому месту закрепления. При перетаскивании доступные для закрепления области подсвечиваются. Когда будет подсвечена подходящая область, кнопку мыши можно отпускать;
- Либо кликом правой кнопкой мыши по все той же «Handle» плавающей палитры инструментов, вызвать контекстное меню «Customize Display» (Настройка отображения), перейти в подменю «Dock» (Закрепить), и выбрать из него подходящее месторасположение для палитры: «Top» (Вверху), «Bottom» (Внизу), «Left» (Слева) или «Right» (Справа).
Открепить палитру инструментов, то есть сделать ее плавающей, также просто, как и закрепить. Способов сделать это тоже два:
- Взяться за рукоятку закрепленной палитры инструментов и «сдернуть» ее с места. Когда ни одна из доступных для закрепления областей не будет подсвечена, отпустить кнопку мыши;
- Кликом правой кнопкой мыши по «Handle» закрепленной палитры инструментов, вызвать контекстное меню «Customize Display», и выбрать из него команду «Float» (Плавающая).
Закрытие / Открытие
Равно как и любая другая палитра инструментов 3ds Max, «V-Ray Toolbar» может быть как скрытой, так и видимой…
Закрыть палитру инструментов, то есть убрать ее из текущего рабочего пространства 3ds Max, можно одним из следующих способов:
- Кликом правой кнопкой мыши по «Handle» (Рукоятке) открытой палитры инструментов, вызвать контекстное меню «Customize Display» (Настройка отображения), и выбрать из него название палитры (в данном случае название палитры будет первым пунктом меню);
- Вызвать контекстное меню «Customize Display» любым другим методом [2] и, опять же, выбрать из него название палитры (в данном случае название палитры будет располагаться в последнем разделе меню, где представлены все доступные палитры инструментов в алфавитном порядке);
- Зайти в меню «Customize» (Настройки), перейти в подменю «Show UI» (Видимость элементов пользовательского интерфейса), отключить переключатель «Show Floating Toolbars» (Показывать плавающие палитры инструментов). Данный способ позволит закрыть «V-Ray Toolbar» только в том случае, если она находится в плавающем состоянии, при этом вместе с ней будут закрыты и все остальные плавающие палитры инструментов, если таковые присутствуют в рабочем пространстве 3ds Max.
Открыть палитру инструментов, то есть добавить ее в текущее рабочее пространство 3ds Max, можно:
- Выбрав название палитры из контекстного меню «Customize Display» [2];
- Включив переключатель «Show Floating Toolbars» в подменю «Show UI» меню «Customize». Данный способ позволит открыть «V-Ray Toolbar» только в том случае, если она находится в плавающем состоянии, при этом вместе с ней будут открыты и все остальные плавающие палитры инструментов, если таковые присутствуют в рабочем пространстве 3ds Max.
Команды
Закрепить, открепить, закрыть, открыть — с этим все понятно… Но что представляет собой палитра инструментов V-Ray? И зачем она вообще нужна?
На «V-Ray Toolbar» вынесены иконки для быстрого доступа к наиболее часто используемым средствам визуализатора. И далее в статье представлен обзор всех команд, для запуска которых можно воспользоваться палитрой инструментов V-Ray…
Рендеринг
V-Ray 3.60.03 — это, в первую очередь, рендерер. Поэтому вполне логично видеть на его палитре инструментов иконки для доступа к настройкам рендеринга и для запуска процесса визуализации:
- «Render Current Frame / Production Mode» (Визуализация текущего кадра / Режим финальной визуализации) — запускает рендеринг в режиме «Production» (Финальная визуализация);
- «Render Current Frame / Active Shade Mode» (Визуализация текущего кадра / Режим затенения в реальном времени) — запускает рендеринг в режиме «ActiveShade» (Затенение в реальном времени);
- «Last VFB» (Последний VFB) (где «VFB» — аббревиатура от «V-Ray Frame Buffer») — открывает «V-Ray Frame Buffer» (Буфер кадров V-Ray) с последним визуализированным изображением;
- «V-Ray Render Settings» (Настройка визуализации V-Ray) — вызывает диалоговое окно «Render Setup» (Настройка рендеринга);
- «V-Ray Quick Settings» (Быстрая настройка V-Ray) — вызывает одноименное диалоговое окно. В диалоговом окне «V-Ray Quick Settings» можно выбрать алгоритмы, по которым будет просчитываться изображение, а также задать основные параметры, оказывающие влияние на качество будущей картинки. Стоит также отметить, что «V-Ray Toolbar» является единственным элементом интерфейса 3ds Max, в котором присутствует данная команда. Более нигде Вы ее не встретите: ни в меню, ни в четверном меню, ни на командной панели.
Источники света
Несмотря на то, что V-Ray прекрасно работает со стандартными источника света 3ds Max, разработчики снабдили его набором собственных, которые способны в полной мере раскрыть все возможности визуализатора. Команды для настройки освещения представлены на палитре инструментов V-Ray следующими иконками:
- «V-Ray Light Lister» (Ведомость источников света V-Ray) — вызывает одноименное диалоговое окно. Диалоговое окно «V-Ray Light Lister» позволяет увидеть список всех установленных на сцене источников света, а также отрегулировать основные их параметры;
- «V-Ray Plane Light» (Плоский источник света V-Ray) — запускает процесс создания источника света типа «VRayLight» формы «Plane» (Плоскость);
- «V-Ray Dome Light» (Купольный источник света V-Ray) — запускает процесс создания источника света типа «VRayLight» формы «Dome» (Купол);
- «V-Ray Sphere Light» (Сферический источник света V-Ray) — запускает процесс создания источника света типа «VRayLight» формы «Sphere» (Сфера);
- «V-Ray Mesh Light» (Сеточный источник света V-Ray) — преобразует выделенные объекты в источники света типа «VRayLight»;
- «V-Ray IES» — запускает процесс создания источника света типа «VRayIES»;
- «V-Ray Sun» (Солнце V-Ray) — запускает процесс создания источника света типа «VRaySun» и, по желанию пользователя, назначает в качестве «Environment Map» (Карты окружающей среды) карту «VRaySky»;
- «V-Ray Ambient Light» (Окружающий свет V-Ray) — запускает процесс создания источника света типа «VRayAmbientLight».
Камеры
В 3ds Max, как и в обычной жизни, чтобы запечатлеть сцену с разных ракурсов используются «Cameras» (Камеры). На «V-Ray Toolbar» вынесено несколько команд для добавления на сцену различного вида камер:
- «Physical Camera» (Физическая камера) — позволяет добавить на сцену камеру типа «Physical» (Физическая);
- «V-Ray Dome Camera» (Купольная камера V-Ray) — дает возможность разместить на сцене камеру типа «VRayDomeCamera»;
- «V-Ray Stereoscopic Camera Helper» (Стереоскопическая камера V-Ray) — может быть использована для создания камеры типа «VRayStereoscopic».
Геометрия
V-Ray расширяет возможности 3ds Max в части работы с геометрией сцены. После установки плагина становятся доступны новые объекты и модификаторы. На палитре инструментов V-Ray имеется ряд иконок, позволяющих создавать новые геометрические объекты или применять модификаторы к уже существующим объектам:
- «V-Ray Proxy» — позволяет добавить на сцену контейнер «VRayProxy» и выбрать внешний файл, геометрию из которого этот контейнер будет собой заменять;
- «V-Ray MetaBall» (Метасфера V-Ray) — запускает процесс создания геометрического примитива «VRayMetaball», которым можно заменить частицы существующей «Particle System» (Системы частиц). Являясь метасферами, объекты «VRayMetaball» взаимодействуют между собой, формируя причудливые изоповерхности;
- «V-Ray Plane» (Плоскость V-Ray) — может быть использована для размещения на сцене объекта «VRayPlane», который, в отличие от стандартной «Plane» (Плоскости) 3ds Max, является примитивом процедурным и не имеет видимых границ;
- «V-Ray Displacement Modifier» (Смещающий модификатор V-Ray) — применяет к выделенному объекту модификатор «VRayDisplacementMod», с помощью которого можно менять геометрию поверхности объекта;
- «V-Ray Fur» (Мех V-Ray) — запускает плагин «VRayFur», который дает возможность покрыть мехом выделенный объект 3ds Max;
- «V-Ray HairFarm Modifier» (HairFarm модификатор V-Ray) — добавляет к волосам, смоделированным с помощью плагина Hair Farm, модификатор «VRayHairFarmMod»;
- «V-Ray Ornatrix Modifier» (Ornatrix модификатор V-Ray) — добавляет к волосам, смоделированным с помощью плагина Ornatrix, модификатор «VRayOrnatrixMod».
Материалы
Одним из важнейших этапов подготовки модели к визуализации является ее текстурирование. V-Ray предоставляет пользователю довольно широкий выбор различных материалов. Для создания некоторых типов материалов, можно воспользоваться иконками на «V-Ray Toolbar»:
- «V-Ray VRayMtl» (Материал VRayMtl) — создает новый материал типа «VRayMtl» [3], открывает «Material Editor» (Редактор материалов) для настройки нового материала;
- «V-Ray VRayFastSSS2» (Материал VRayFastSSS2) — создает новый материал типа «VRayFastSSS2» [3], открывает «Material Editor» для настройки нового материала;
- «V-Ray VRayHairMtl» (Материал VRayHairMtl) — создает новый материал типа «VRayHairMtl» [3], открывает редактор материалов для настройки нового материала;
- «V-Ray VRayALSurfaceMtl» (Материал VRayALSurfaceMtl) — создает новый материал типа «VRayALSurfaceMtl» [3], открывает «Material Editor» для настройки нового материала;
- «V-Ray VRay2SidedMtl» (Материал VRayBlendMtl) — создает новый материал типа «VRayBlendMtl» [3], открывает редактор материалов для настройки нового материала;
- «V-Ray VRayBlendMtl» (Материал VRayBlendMtl) — создает новый материал типа «VRayBlendMtl» [3], открывает «Material Editor» для настройки нового материала;
- «V-Ray VRMAT Material» (Материал VRayVRmatMtl) — создает новый материал типа «VRayVRmatMtl» [3], открывает редактор материалов для настройки нового материала;
- «V-Ray VRMAT Material from file» (Материал VRayVRmatMtl из файла) — вызывает диалоговое окно «Open VRmat material» (Открыть материал V-Ray) для выбора файла, в котором содержится информация о том материале, который необходимо добавить на текущую сцену;
- «Make V-Ray shadow catcher through the V-Ray Object Properties».
Регистрация
Чтобы команды V-Ray появились в меню программы, необходимо зарегистрировать V-Ray в меню 3ds Max, для чего можно воспользоваться размещенной на палитре инструментов V-Ray иконкой «V-Ray menu registration» (Регистрация меню V-Ray).
Справка
Клик по иконке «V-Ray Help» (Справка V-Ray) перенаправляет пользователя на официальный сайт компании Chaos Group, в раздел с документацией по используемой версии V-Ray.
Видео к статье
Примечания
- Все средства V-Ray доступны только в том случае, если он выбран в качестве визуализатора. О том, как назначить V-Ray текущим визуализатором, читайте в статье «Как включить V-Ray в 3ds Max 2017».
- Открыть контекстное меню «Customize Display» (Настройка отображения) можно кликнув правой кнопкой мыши по пустому пространству (пространству, не занятому иконками) «Main Toolbar» (Основной палитры инструментов) 3ds Max 2018.
- Если при клике по иконке какие-либо объекты на сцене выделены, то им автоматически будет назначен вновь созданный материал.