Подбор цвета при включенной гамма-коррекции в 3ds Max 2020
В 3ds Max принято работать с включенной гамма-коррекцией, которая позволяет компенсировать нелинейность гаммы отображения монитора. Стандартным значением гаммы считается 2.2 — теоретически корректное значение, закрепленное в стандарте sRGB. Поэтому именно такое значение гаммы рекомендуется использовать в 3ds Max [1]. Однако, цвета в окнах проекций и на визуализации при включенной гамма-коррекции будут отличаться от аналогичных цветов в обычном их представлении при гамме 1.0. Это обстоятельство следует учитывать, когда требуется, чтобы трехмерный объект имел строго определенный цвет. И в данной статье о том, как подобрать точный цвет в 3ds Max при включенной гамма-коррекции…
Формула
Зависимость интенсивности составляющей цвета от значения гаммы выражается формулой:
RGBG=((RGB1/255)^G)*255
где:
- RGBG — интенсивность одной из составляющих цвета (R, G или B) при значении гаммы G, представленная целым числом от 0 до 255;
- RGB1 — интенсивность соответствующей составляющей цвета (R, G или B) при значении гаммы 1.0, представленная целым числом от 0 до 255;
- G — значение гаммы.
Таким образом, задача подбора цвета при включенной в 3ds Max гамма-коррекции сводится к расчету значений интенсивности его составляющих по данной формуле.
Калькулятор Windows
Воспользоваться формулой, чтобы перевести цвет в нужную гамму, можно с помощью любого калькулятора, в котором имеется функция возведения числа в заданную степень. Вполне подойдет и системный калькулятор Windows, если переключить его в инженерный режим.
Соответственно, при определении значений интенсивности для цвета, который при гамме 2.2 будет выглядеть как RAL 3028 (RGB: 203, 50, 52), получим следующий результат:
R=((203/255)^2.2)*255=154
G=((50/255)^2.2)*255=7
B=((52/255)^2.2)*255=8
Numeral Expression Evaluator
Чтобы подобрать корректный цвет с помощью формулы, вовсе не обязательно пользоваться какими-либо специальными устройствами или сторонними приложениями. Пересчитывать значения интенсивности компонентов цветов в требуемую гамму можно во встроенном в 3ds Max калькуляторе «Numeral Expression Evaluator» (Вычислитель числовых выражений). Чтобы вызвать его, необходимо:
- Активировать текстовое поле счетчика, значение для которого требуется определить;
- Нажать сочетание клавиш ‹Ctrl+N›.
Следовательно, рассчитывать значения интенсивности компонентов цветов для заданной гаммы можно прямо в 3ds Max, последовательно вызывая калькулятор «Numeral Expression Evaluator» из текстовых полей счетчиков «Red» (Красный), «Green» (Зеленый) и «Blue» (Синий) диалогового окна «Color Selector» (Выбор цвета).
Так, чтобы получить цвет, который при гамме 2.2 будет отображаться как RAL 5015 (RGB: 48, 130, 180), в диалоговом окне «Color Selector» потребуется:
- Активировать счетчик «Red», нажать сочетание клавиш ‹Ctrl+N›, в текстовое поле калькулятора «Numeral Expression Evaluator» ввести формулу (48/255)^2.2*255 (при этом в поле «Result» (Результат) высветится итоговое значение — 6,46968) и нажать кнопку «Paste» (Вставить);
- Активировать счетчик «Green», нажать сочетание клавиш ‹Ctrl+N›, в текстовое поле калькулятора «Numeral Expression Evaluator» ввести формулу (130/255)^2.2*255 (при этом в поле «Result» отобразится итоговое значение — 57,9198) и нажать кнопку «Paste»;
- Активировать счетчик «Blue», нажать сочетание клавиш ‹Ctrl+N›, в текстовое поле калькулятора «Numeral Expression Evaluator» ввести формулу (180/255)^2.2*255 (при этом в поле «Result» появится итоговое значение — 118,509) и нажать кнопку «Paste».
Карты
Подобрать цвет, который будет корректно отображаться с учетом заданной в 3ds Max гаммы, можно и вовсе не утруждая себя расчетами. При помощи различных карт задача подбора цвета прекрасно решается, так сказать, графическим методом. Когда речь идет о «голом» 3ds Max, без всякого рода сторонних плагинов вроде Corona Renderer или V-Ray, для этого сгодятся стандартные карты «Bitmap», «Color Correction» или «Color Map». Любая из перечисленных карт, настроенная подобающим образом и назначенная материалу взамен сплошного диффузного цвета, позволит получить объект заданного цвета при наложении на него такого материала.
Bitmap
Использование карты типа «Bitmap» (Растровое изображение) для подбора цвета под установленную в 3ds Max гамму предполагает наличие картинки, окрашенной в требуемый цвет и сохраненной в растровом формате, который поддерживается в 3ds Max. Создать такое изображение легко в графическом редакторе, например в GIMP, Photoshop или любом другом. А когда подходящая карта имеется в наличии, для получения с ее помощью надлежащего цвета достаточно, при загрузке картинки в 3ds Max, отметить переключатель «Automatic (Recommended)» (Автоматически (Рекомендуется)) в разделе «Gamma» (Гамма) диалогового окна «Select Bitmap Image File» (Выбор файла растрового изображения).
В частности, чтобы получить объект, цвет которого при гамме 2.2 будет соответствовать RAL 7012 (RGB: 101, 106, 109), потребуется:
- Создать карту типа «Bitmap», в качестве растрового изображения для карты выбрать заранее подготовленную картинку цвета RGB: 101, 106, 109;
- В диалоговом окне «Select Bitmap Image File», в разделе «Gamma», выбрать переключатель «Automatic (Recommended)»;
- В настройках материала, наложенного на объект, заменить сплошной диффузный цвет полученной картой [2].
Color Correction
Подобрать точный цвет при включенной гамма-коррекции можно с помощью карты типа «Color Correction» (Коррекция цвета). Для этого в параметрах карты «Color Correction» необходимо в качестве «Default Color» (Стандартного цвета) задать требуемый цвет без учета гамма-коррекции, а в поле «Gamma – RGB» (Гамма – RGB) ввести значение, обратное значению гамма-коррекции, установленному в 3ds Max.
Например, чтобы при гамме 2.2 цвет объекта соответствовал RAL 6018 (RGB: 97, 159, 72), можно назначить ему материал, в котором роль диффузного цвета будет выполнять карта «Color Correction» [2], настроенная следующим образом:
- Свиток «Basic Parameters» (Основные параметры), образец «Default Color» — RGB: 0.380, 0.624, 0.282 [3];
- Свиток «Lightness» (Светлота) в режиме «Advanced» (Расширенный), текстовое поле «Gamma / Contrast» (Гамма / Контраст) для компонентов RGB — 0,455 (1/2.2=0.454545) [4].
Color Map
В числе стандартных карт 3ds Max есть еще одна — типа «Color Map» (Карта цвета), с помощью которой также можно подобрать верный цвет в условиях гамма-коррекции. Для настройки карты «Color Map» достаточно назначить ей, в качестве «Solid Color» (Сплошного цвета), требуемый цвет без поправки на гамму, а в поле «Gamma» (Гамма) ввести такое же значение, какое прописано во вкладке «Gamma and LUT» (Гамма и LUT) диалогового окна «Preference Settings» (Предпочтительные настройки) [1].
Стало быть, чтобы при гамме 2.2 цвет объекта соответствовал RAL 4008 (RGB: 141, 87, 137), можно назначить ему материал, в котором роль диффузного цвета будет выполнять карта «Color Map» [2], настроенная следующим образом:
- Свиток «Parameters» (Параметры), образец «Solid Color» — RGB: 0.553, 0.341, 0.537 [3];
- Свиток «Parameters», текстовое поле «Gamma» — 2,2.
Sample Screen Color
В диалоговом окне «Color Selector» доступен инструмент «Sample Screen Color» (Образец цвета с экрана), который позволяет взять образец цвета из любой точки экрана, даже за пределами окна программы 3ds Max. Причем инструмент «Sample Screen Color» учитывает значение гаммы, установленное в 3ds Max [5]. А это значит, что любой выбранный с его помощью цвет сразу будет отображаться корректно.
К примеру, чтобы подобрать цвет, который при гамме 2.2 будет отображаться в 3ds Max как RAL 1018 (RGB: 244, 208, 70), достаточно:
- Открыть изображение, на котором присутствует цвет RAL 1018, и расположить его рядом с окном программы 3ds Max;
- В диалоговом окне «Color Selector» взять инструмент «Sample Screen Color» (после чего курсор пример форму пипетки);
- Навести курсор на фрагмент изображения, окрашенный в цвет RAL 1018, и кликнуть по нему левой кнопкой мыши.
Видео к статье
Дополнительные материалы
Исходная сцена и образец цвета RAL 3028 (файл формата MAX + рисунок PNG; 1.79 MB и 74.76 KB соответственно): Скачать
Итоговая сцена, на которой цвета всех объектов соответствуют RAL 3028 (файл формата MAX + карта JPG; 2.13 MB и 21.21 KB соответственно): Скачать
Примечания
- Задать значение гаммы можно в диалоговом окне «Preference Settings» (Предпочтительные настройки): меню «Customize» (Настройка) › пункт «Preferences…» (Предпочтения…) › диалоговое окно «Preference Settings» (Предпочтительные настройки) › вкладка «Gamma and LUT» (Гамма и LUT) › раздел «Display» (Экран) › текстовое поле «Gamma» (Гамма).
- Чтобы материал отображался в окнах проекций с учетом использованных в нем карт, в «Material Editor» (Редакторе материалов) для данного материала должна быть включена опция «Show Shaded Material in Viewport» (Показывать затененный материал в окне проекций).
- В диалоговых окнах «Color Selector» (Выбор цвета) для карт «Color Correction» (Коррекция цвета) и «Color Map» (Карта цвета) значения интенсивности компонентов цвета представлены десятичными дробями со значениями от 0.000 до 1.000. Перевести значение интенсивности составляющей цвета из целого числа в десятичную дробь можно по формуле RGB10=RGB256/255, где: RGB10 — значение интенсивности составляющей цвета (R, G или B), представленное десятичной дробью; RGB256 — значение интенсивности составляющей цвета (R, G или B), представленное целым числом от 0 до 255.
- Для определения необходимого значения гаммы из текстового поля счетчика «Gamma / Contrast» (Гамма / Контраст), нажатием сочетания клавиш ‹Ctrl+N›, можно вызвать калькулятор «Numeral Expression Evaluator» (Вычислитель числовых выражений).
- Чтобы инструмент «Sample Screen Color» (Образец цвета с экрана) учитывал значение гаммы, установленное в 3ds Max, в разделе «Materials and Colors» (Материалы и цвета) вкладки «Gamma and LUT» (Гамма и LUT) диалогового окна «Preference Settings» (Предпочтительные настройки) должна стоять галочка «Affect Color Selectors» (Применять к панелям выбора цвета).
Лицензии
В видео содержится демонстрация статьи «Gamma and LUT Preferences» с официального сайта компании Autodesk, автором которой является Autodesk Knowledge Network. Лицензия: Attribution-NonCommercial-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-NC-SA 3.0). Оригинальная версия: https://help.autodesk.com/view/3DSMAX/2020/ENU/?guid=GUID-556B3B1C-D62E-48F6-A633-DCF5172219B5. Источник: 3ds Max Learning Center.