3ds Max 2017. Интерфейс
С тех пор, как 3ds Max стал выпускаться для платформы Windows, его интерфейс претерпел на удивление немного глобальных изменений. Если Вы даже мельком взглянете на первый релиз данной программы под Windows – 3D Studio MAX 1.0, вышедший в далеком 1996 году, то сразу узнаете в нем тот самый 3ds Max, который используете сейчас! Да, естественно, у программы появилось большое количество новых возможностей и новых элементов управления, отсутствие которых в старой версии сразу бросается в глаза, но разработчики весьма деликатно вписывали каждый новый элемент в уже сложившийся пользовательский интерфейс...
Как и в любой другой программе, интерфейс 3ds Max представляет собой набор различных элементов управления, предоставляющий Вам доступ ко всем возможностям программы. И в данной статье речь пойдет о том, какими элементами располагает пользовательский интерфейс 3ds Max 2017.
Интерфейс 3ds Max 2017
Одной из главных «фишек» пользовательского интерфейса 3ds Max 2017 является его вариативность в том смысле, что многие функции программы могут быть запущены из различных элементов интерфейса. Так, например, в официальной справке по 3ds Max описывается три различных способа преобразования объекта в Editable Mesh (Редактируемую сетку):
- Запуск команды Convert to Editable Mesh (Преобразовать в редактируемую сетку) из Quad Menu (Четверного меню), которое вызывается по щелчку правой кнопки мыши в активном окне проекции;
- Запуск команды Convert to Editable Mesh (Преобразовать в редактируемую сетку) из всплывающего меню, которое вызывается щелчком правой кнопкой мыши по названию объекта в стеке (списке) модификаторов во вкладке Modify (Преобразовать) Command Panel (Командной панели);
- Нажатие кнопки Collapse Selected (Свернуть выделенное) в разделе Collapse (Сворачивание) вкладки Utilities (Утилиты) Command Panel (Командной панели).
Преобразование объекта в Editable Mesh (Редактируемую сетку) из Quad Menu (Четверного меню или «квадменю»)
Преобразование объекта в Editable Mesh (Редактируемую сетку) из панели Modify (Преобразовать)
Преобразование объекта в Editable Mesh (Редактируемую сетку) из панели Utilities (Утилиты)
Каждый из элементов пользовательского интерфейса 3ds Max 2017 предоставляет доступ к определенному набору функций программы. И сейчас мы разберемся для чего нужен каждый из элементов управления 3ds Max и где его найти…
Caption Bar (Строка заголовка)
Caption Bar или Title Bar (Строка заголовка) окна программы 3ds Max содержит основные инструменты управления файлами и поиска информации.
Интерфейс 3ds Max 2017. Caption Bar (Строка заголовка)
Caption Bar (Строка заголовка) содержит следующие элементы:
- Application Button (Кнопка приложения);
- Quick Access Toolbar (Панель быстрого доступа);
- InfoCenter (Информационный центр);
- Window Controls (Кнопки управления окном приложения).
Далее несколько слов о каждом из этих элементов...
Application Button (Кнопка приложения)
При клике по Application Button (Кнопке приложения) открывается Application Menu (Меню приложения), в котором собраны команды, отвечающие за управление файлами: New (Новый), Reset (Сбросить), Open (Открыть) и др.
Интерфейс 3ds Max 2017. Application Button (Кнопка приложения)
Другим способом открыть Application Menu (Меню приложения) является использование сочетания клавиш [Alt+F].
Quick Access Toolbar (Панель быстрого доступа)
На Quick Access Toolbar (Панели быстрого доступа) собраны кнопки, позволяющие получить доступ к некоторым наиболее часто используемым командам управления файлами сцены: New Scene (Новая сцена), Open File (Открыть файл), Save File (Сохранить файл) и др.
Интерфейс 3ds Max 2017. Quick Access Toolbar (Панель быстрого доступа)
Также на Quick Access Toolbar (Панели быстрого доступа) расположен Workspaces drop-down list (Выпадающий список рабочих пространств), дающий доступ к настройкам Workspaces (Рабочих пространств) программы.
InfoCenter (Информационный центр)
В правой части Caption Bar (Строки заголовка) находится InfoCenter (Информационный центр), с помощью которого можно получить доступ как к информации о 3ds Max, так и к информации о других продуктах компании Autodesk.
Интерфейс 3ds Max 2017. InfoCenter (Информационный центр)
Аналогичный элемент присутствует во многих программных продуктах, выпускаемых компанией Autodask.
Window Controls (Кнопки управления окном приложения)
Как и в любом приложении Windows, в правом верхнем углу окна программы 3ds Max 2017 расположены хорошо известные всем пользователям Windows кнопки управления окном приложения.
Интерфейс 3ds Max 2017. Window Controls (Кнопки управления окном приложения)
Menu Bar (Строка меню)
По умолчанию Menu Bar (Строка меню) располагается непосредственно под Caption Bar (Строкой заголовка). Также здесь не лишним будет отметить, что начиная с 2014 версии в интерфейсе 3ds Max стало доступно использование двух различных типов меню:
- Standard Menu (Стандартное меню);
- Enhanced Menu (Расширенное меню).
По умолчанию в Menu Bar (Строке меню) 3ds Max 2017 отображается Standard Menu (Стандартное меню). Чтобы переключиться в режим работы с Enhanced Menu (Расширенным меню), нужно из Workspaces drop-down list (Выпадающего списка рабочих пространств), расположенного на Quick Access Toolbar (Панели быстрого доступа), выбрать вариант Defult with Enhanced Menus (По умолчанию с расширенными меню).
Интерфейс 3ds Max 2017. Menu Bar (Строка меню). Standard Menu (Стандартное меню)
Интерфейс 3ds Max 2017. Menu Bar (Строка меню). Enhanced Menu (Расширенное меню)
Название каждого пункта меню указывает на возможности тех команд, которые собраны в данном меню. В Enhanced Menu (Расширенном меню) реализован несколько иной принцип группировки команд, нежели в Standard Menu (Стандартном меню). Кроме того в Enhanced Menu (Расширенном меню) предложен ряд дополнительных возможностей по настройке самого меню. Но тут уж на вкус и цвет, как говорится, товарища нет… и каждый сам для себя выбирает тот вариант меню, с которым ему по душе...
Вы могли обратить внимание, на то, что ни в Standard Menu (Стандартном меню), ни в Enhanced Menu (Расширенном меню) нет пункта File (Файл), с которого, как правило, начинаются Menu Bars (Строки меню), в большинстве приложений, разработанных для платформы Windows. Тут стоит отметить, что это «ноу-хау» программистов компании Autodesk, которые полностью отказались от использования данного пункта меню, заменив его на Application Button (Кнопку приложения), которая была описана выше.
Main Toolbar (Основная панель инструментов)
Main Toolbar (Основная панель инструментов) обеспечивает быстрый доступ к ключевым функциям программы.
Интерфейс 3ds Max 2017. Main Toolbar (Основная панель инструментов)
Можно включать и отключать отображение Main Toolbar (Основной панели инструментов), для этого необходимо выполнить одно из следующих действий:
- Если Вы работаете со Standard Menu (Стандартным меню): пункт меню Customize (Настройка) > Show UI (Отображение элементов пользовательского интерфейса) > Show Main Toolbar (Отображение основной панели инструментов);
- Если Вы работаете с Enhanced Menu (Расширенным меню): пункт меню Customize (Настройка) > Show UI (Отображение элементов пользовательского интерфейса) > Show Main Toolbar (Отображение основной панели инструментов);
- Комбинация клавиш [Alt+6].
Ribbon (Лента)
Ribbon (Лента) представляет собой панель инструментов, которая может быть закреплена как в вертикальном, так и в горизонтальном положениях, а также может принимать вид вертикальной плавающей панели инструментов.
Каждая вкладка Ribbon (Ленты) содержит панели управления. При этом количество и назначение данных панелей может варьироваться в зависимости от того, какие действия в данный момент времени Вы производите на своей сцене. То есть, Ribbon (Лента) представляет собой в некотором роде «контекстную панель инструментов», на которой отображаются только те команды, которые доступны в данный момент времени.
Интерфейс 3ds Max 2017. Ribbon (Лента)
Управление отображением Ribbon (Ленты) в рабочем пространстве 3ds Max 2017 осуществляется двумя способами:
- Menu Bar (Строка меню) > пункт Customize (Настройка) > Show UI (Отображение элементов пользовательского интерфейса) > Show Ribbon (Отображение ленты);
- Main Toolbar (Основная панель инструментов) > кнопка Toggle Ribbon (Переключатель ленты).
Scene Explorer (Обозревать сцены)
Scene Explorer (Обозреватель сцены) предоставляет дополнительные возможности для быстрого доступа к таким функциям программы, как:
- Просмотр объектов;
- Сортировка и фильтрация объектов сцены;
- Выделение отдельных элементов на сцене;
- Удаление, сокрытие, заморозка объектов;
- Переименование элементов;
- Создание и редактирование иерархии объектов;
- Массовое изменение свойств объектов сцены.
Интерфейс 3ds Max 2017. Scene Explorer (Обозревать сцены)
В 3ds Max 2017 несколько способов вывода на экран Scene Explorer (Обозревателя сцены):
- Если Вы работаете со Standard Menu (Стандартным меню): пункт меню Tools (Инструменты) > Scene Explorer (Обозревать сцены);
- Если Вы работаете со Standard Menu (Стандартным меню): пункт меню Tools (Инструменты) > All Global Explorers (Все глобальные обозреватели) > Scene Explorer (Обозревать сцены);
- Если Вы работаете с Enhanced Menu (Расширенным меню): пункт меню Scene (Сцена) > Manage Scene Content (Управление содержанием сцены) > Scene Explorer (Обозревать сцены);
- Main Toolbar (Основная панель инструментов) > кнопка Toggle Scene Explorer (Переключатель обозревателя сцены).
Viewport Layouts (Панель компоновки видовых экранов)
Viewport Layouts (Панель компоновки видовых экранов) — это специальная панель, дающая Вам возможность быстрого переключения между различными вариантами компоновки видовых экранов. Возможность активировать любую компоновку видовых экранов в один клик значительно ускоряет рабочий процесс. Набор компоновок сохраняется вместе со сценой 3ds Max, следовательно, с помощью панели Viewport Layouts (Компоновка видовых экранов) в любой момент можно вернуться к настроенной компоновке.
Интерфейс 3ds Max 2017. Viewport Layouts (Панель компоновки видовых экранов)
Панель Viewport Layouts (Компоновка видовых экранов) открывается по умолчанию при первом запуске 3ds Max 2017 и расположена слева от Viewports (Видовых экранов).
Для управления отображением панели Viewport Layouts (Компоновка видовых экранов) можно воспользоваться следующей последовательностью действий:
- Клик правой кнопкой мыши в свободном пространстве Main Toolbar (Основной панели инструментов) > Viewport Layout Tabs (Панель компоновки видовых экранов).
Command Panel (Командная панель)
Command Panel (Командная панель) объединяет в себе шесть панелей, которые позволяют получить доступ к большинству возможностей 3ds Max по построению модели, созданию анимации, настройке отображения, а также к различным утилитам программы.
Интерфейс 3ds Max 2017. Command Panel (Командная панель)
В каждый момент времени на экране отображается только одна из шести панелей Command Panel (Командной панели). Для переключения к другой панели нужно кликнуть по соответствующей вкладке, расположенной в верхней части Command Panel (Командной панели):
- Вкладка Create (Создать) включает команды создания различных объектов: геометрических примитивов, камер, источников света и т. д.;
- Во вкладке Modify (Преобразовать) собраны различные модификаторы для объектов, а также команды редактирования объектов;
- Вкладка Hierarchy (Иерархия) включает в себя элементы по управлению ссылками иерархии объектов сцены, степенями свободы элементов и настройками инверсной кинематики;
- Вкладка Motion (Движение) содержит элементы управления анимацией и траекториями движения объектов;
- Вкладка Display (Экран) позволяет управлять видимостью объектов, а также прочими настройками отображения;
- Во вкладке Utilities (Утилиты) содержатся различные служебные программы (Утилиты), выполняющие различные функции в 3ds Max.
По умолчанию Command Panel (Командная панель) закреплена в правой части окна программы, но ее можно закрепить с другой стороны окна программы или вообще сделать плавающей.
Viewports (Окна проекции)
Все элементы сцены располагаются в виртуальном трехмерном пространстве, представить которое на плоском мониторе пользователю помогают Viewports (Окна проекции).
Интерфейс 3ds Max 2017. Viewports (Окна проекции)
Можно изменять расположение Viewports (Окон проекции) в окне программы 3ds Max, настраивать способ визуализации объектов для каждого Viewport (Окна проекции), а также выбирать представление трехмерного пространства для Viewport (Окна проекции): есть возможность выбора между ортогональными, аксонометрическими и перспективными видами.
Status Bar (Статусная панель)
В нижней части окна программы располагается Status Bar (Статусная панель).
Интерфейс 3ds Max 2017. Status Bar (Статусная панель)
Она включает в себя следующие элементы управления:
- MAXScript Mini Listener (Мини диалог с MAXScript);
- Prompt Line (Строка подсказок);
- Status Line (Статусная строка);
- Isolate Selection Toggle (Переключатель «Изолировать выделенное»);
- Selection Lock Toggle (Переключатель «Заблокировать выделение»);
- Coordinate Display (Отображение координат).
Далее рассмотрим подробнее каждый из них.
Status Bar (Статусная панель)
Основная функция данного элемента в интерфейсе 3ds Max – это управление функциями программы с помощью команд MAXScript. Сразу поясню, что MAXScript представляет собой встроенный в 3ds Max язык программирования, позволяющий расширить возможности программы…
Интерфейс 3ds Max 2017. MAXScript Mini Listener (Мини диалог с MAXScript)
MAXScript Mini Listener (Мини диалог с MAXScript) всегда присутствует в окне программы, но может быть свернут. Чтобы отобразить его, достаточно подвести курсор мыши в левый нижний угол окна программы, где курсор примет форму «изменение горизонтальных размеров» и просто растянуть MAXScript Mini Listener (Мини диалог с MAXScript).
Окно MAXScript Mini Listener (Мини диалога с MAXScript) содержит два поля: розовое (сверху) и белое (снизу).
Розовое окно служит индикатором MacroRecorder (Записи макроса). С помощью MacroRecorder (Записи макроса) можно записать определенную последовательность действий для ее дальнейшего воспроизведения. Когда активирована MacroRecorder (Запись макроса), все действия, которые записываются в макрос отображаются в розовом поле.
Белое поле окна MAXScript Mini Listener (Мини диалог с MAXScript) служит для управления функциями 3ds Max с помощью команд MAXScript. Вы можете ввести команду MAXScript непосредственно в белое поле. Так, например, введя в белом поле команду «cylinder radius: 50 height: 100» и нажав клавишу [Enter], вы увидите, что на сцене появится цилиндр радиусом 50 единиц и высотой 100 единиц.
Prompt Line (Строка подсказок)
Prompt Line (Строка подсказок) расположена в самом низу окна программы справа от окна MAXScript Mini Listener (Мини диалог с MAXScript).
Интерфейс 3ds Max 2017. Prompt Line (Строка подсказок)
В Prompt Line (Строке подсказок) постоянно отображаются подсказки, зависящие от положения курсора и активной в данный момент команды. На основании этих исходных данных в Prompt Line (Строке подсказок) выводится информация о том, каких дальнейших действий ожидает 3ds Max от пользователя. Таким образом, если Вы не знакомы с какой-либо командой и сомневаетесь в том, что необходимо сделать дальше, просто опустите глаза вниз и посмотрите, какие действия в сложившейся ситуации рекомендовано выполнить в Prompt Line (Строке подсказок).
Status line (Статусная строка)
В нижней части окна программы, непосредственно над Prompt Line (Строкой подсказок), располагается Status Line (Статусная строка).
Интерфейс 3ds Max 2017. Status Line (Статусная строка)
В Status Line (Статусной строке) показывается количество и тип выделенных объектов.
Isolate Selection Toggle (Переключатель «Изолировать выделенное»)
Расположенный на Status Bar (Статусной панели) переключатель Isolate Selection (Изолировать выделенное), включает или отключает изоляцию объектов сцены.
Интерфейс 3ds Max 2017. Isolate Selection Toggle (Переключатель «Изолировать выделенное»)
Selection Lock Toggle (Переключатель «Заблокировать выделение»)
Переключатель Selection Lock (Заблокировать выделение) включает или отключает блокировку выделения.
Интерфейс 3ds Max 2017. Selection Lock Toggle (Переключатель «Заблокировать выделение»)
Блокировка выделения предохраняет от случайного выделения каких либо дополнительных элементов на сцене. Когда блокировка выделения активна, Вы можете производить любые действия в окнах проекций, не боясь сбросить выделение с интересующих Вас элементов.
Coordinate Display (Отображение координат)
В Status Bar (Статусной панели) занимает свое место панель Coordinate Display (Отображение координат) в которой либо выводятся текущие координаты курсора в трехмерном пространстве сцены, либо координаты трансформируемого объекта.